Досуг, художественное творчество, игры и развлечения.

uzor_14_hats_salon_ru

 

uzor_34_hats_salon_ruСреди старинных дворянских игр и форм досуга, связанных с художественным творчеством, цветы, а также развлечения с цветами и игра в цветы. Встречаются не так часто.

Тем не менее, упоминания о них можно обнаружить как в мемуарных источниках, так и в произведениях классиков русской литературы.

Музыкальные и литературные вечера, домашние спектакли и праздники, а также охота, купание, рыбная ловля, катание на лодках, прогулки в парках и садах, детские игры на свежем воздухе в той или иной степени составляли основную часть повседневной жизни дворянства.

 

Помимо них в общем списке каждодневных развлечений со второй половины XVIII uzor_36_hats_salon_ruвека встречались самые простые и естественные занятия, в которых в том или ином виде присутствовали цветы. Например, разведение комнатных цветов и растений и уход за ними, сбор и составление гербария, вышивание цветов, составление бисерных цветочных композиций самого разного назначения, акварельные зарисовки цветов и растений и т.д.

Все эти развлечения как форма домашнего досуга носили в основном камерный характер, зачастую являясь средством выражения разного рода дарований, способностей, умений, талантов как взрослых, так и юных членов семьи.

Такой досуг, особенно среди дворянских детей, как любые игры, являясь формой отдыха и uzor_37_hats_salon_ruнеобременительного времяпровождения в кругу семьи, развивал способности, художественный вкус и одновременно формировал особое отношение к природе как части повседневного бытия…

Не только православные праздники, именины, встреча Нового года, но и будни, и вся жизнь ребенка в счастливых дворянских семьях были наполнены радостью, лаской и любовью.

Мир дворянской усадьбы, атмосфера тихого счастья, ощущения покоя и гармонии, красота окружающей природы и ее тесная связь с внутренним миром человека ясно ощущается на страницах многих воспоминаний.

 

"Мы весь любезный наш месяц май провели в мире, тишине и на свободе и могли все uzor_35_hats_salon_ru

время свое употребить к тому, к чему хотели. Сие употребили мы во все течение онаго отчасти на разныя вешние дела в садах наших. Отчасти в угащивании приезжавших к нам в сие время очень многих и иногда по несколько дней у нас живших гостей, гуляли с ними по садам нашим, находившимся тогда в наилучшей красе. Музыка и певчие помогали нам доставлять им тысячу увеселений, а особливо при гулянии в садах с нами" (Русский быт по воспоминаниям современников. От Петра I до Павла I)

Домашний быт дворянства, особенно поместного, близкого к природе, был тесно связан с растениями и цветами, в том числе и в том, что имело отношение к воспитанию, повседневным развлечениям и играм юных отпрысков…

Забота о собственном садике или цветнике, личном маленьком хозяйстве, который часто устраивали специально для детей, также составлял часть повседневной жизни дворянских детей. Такие игры воспитывали в детях интерес к природе, уважение к труду, прививали вкус к красоте.

uzor_38_hats_saln_ru…Игры с деревенскими детьми давали новый опыт в познании природы, учили навыкам практического использования некоторых растений, пригодных для игр и развлечений. Крестьянские дети, которым были недоступны обычные игрушки, умели изготавливать из пригодных материалов разнообразные пищалки и простейшие музыкальные инструменты – дудки, свирели, жалейки и сопелки.

Их делали из растений, полых внутри. Например, борца,  медвежьей дудки, заячьей дудки, камыша. Простейшие пищалки изготавливали из листочков бересты, пырея, тимофеевки и других подобных трав. Чтобы издать пронзительный звук, достаточно было натянуть траву между пальцев и дунуть в сомкнутые ладони. Так называемые “ревуны” также изготавливали из стеблей различных деревьев и молодых стручков акаций. Такой ловкости могли научить, скорее, крестьянские дети, чем французские гувернеры и гувернантки.

Среди крестьянских детей разных губерний Российской империи встречалось довольно много одинаковых или похожих игр.

Играли в "лен", изображая в хороводе сбор, обработку и ткачество из льна.

В южных губерниях среди девочек встречалась игра "Мак", изображающая сбор мака.

В Пермской губернии дети часто играли в "Березу" : двое, взявшись за руки, вставали лицом друг к другу, а третий вставал между ними. Его спрашивали: "К розе или березе", что означало к ангелу (розе) или нечистому (березе). После ответа клали на руки и трясли. Если он "раскалывался", то есть начинал смеяться, то его отправляли к "нечистым", а если нет, то к ангелам. В конце игры "ангелы" вставали в два ряда и прогоняли сквозь строй "нечистых", стараясь слегка ударить их по спине.

…Когда в начале XX века в моду вошел спорт, то одним из популярных спортивных развлечений дворянской интеллигенции и их детей стал теннис.

uzor_13_hats_salon_ru

Источник:

Автор:

Историк-музеевед (исторический факультет МГУ), специалист по этикету, преподаватель и ведущий консультант нескольких консалтинговых компаний и учебно-образовательных центров Москвы - БАСМАНОВА ЭЛЯ БОРИСОВНА

Книга:

""И флора уронила к ним цветок...": цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII-начала XX века"