Российский Этнографический музей в Санкт-Петербурге. Впечатления от посещения.

 

uzor_10

Во время своей учебной поездки в Санкт-Петербург мне удалось выкроить время на посещение Российского Этнографического музея, в котором собраны подлинные предметы крестьянского быта, рукописные архивные материалы,  раскрывающие мир национальной культуры народов Российской империи.

etnoc_myzei

Меня, конечно, больше всего интересовала тема национального костюма, а в частности, именно головные уборы. 

Этнографический музей – это кладезь новых впечатлений, интересных открытий и творческих фантазий.

Опишу только те экспонаты, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление.

И прошу извинить за невысокое качество фотографий, в моей походной мыльнице нет режима “съемки через стекло”.

Интересными в плане творческих идей показались мне вот эти шапочки-парики из еврейского собрания музея.

Женский головной убор середины XIX века, который называется Гауб.

Он выполнен в виде маленькой бархатной шапочки-основы и импровизированного паричка из длинных нитей, имитирующих волосы средней длины и прямую челку.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

 

А этот женский головной убор-парик конца XIX века, называется Акокс.

Выполнен он в виде наброшенного на голову платочка, из-под которого видны волосы, натуральные они или нет, сказать сложно, но выглядят как настоящие.

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

 

Эти шапочки называются просто” Женские головные уборы и парики. Конец XIX века ”:

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

В этом головном уборе  используется имитация уложенных волнами волос в прическу, но прическа выполнена из ткани, издалека шапочка выглядит действительно как уложенные в прическу волосы.

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

 

Ну, и последняя шапочка-парик из этой серии, она выполнена в интересной технике плетения тесьмы, что позволяет создать имитацию заплетенных тонких косичек.

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

  

В жизни человека все важные события сопровождаются какими-нибудь обрядами, особенно это касается проведения свадьбы.

Например, у народов мордвы свадебный ритуал был разработан с особенной тщательностью.

В частности специальный обряд был посвящен укладыванию приданного невесты в свадебный сундук-кадку.

Кадку предварительно окуривали зажженной лучиной, на дно укладывали серебряные монеты, каравай хлеба, лепешки, пару лаптей, а затем уже складывали одежду.

Это мать невесты.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

Это замужняя родственница укладывает вышитую одежду.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

Обратите внимание на затейливый по форме головной убор.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

На лавке сидит невеста с “горевым платком” в руках . Она должна причитать, оплакивая свою девичью жизнь. 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

Впечатлили свадебные праздничные татарские головные уборы-Калфаки.

Наиболее ранние Калфаки были тканными,  затем - вязаными, а в конце XIX века их шили в основном из бархата и богато украшали золотым шитьем, бисером, синелью, “ушковой” аппликацией".

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

А вот так выглядела повседневная женская одежда у женщин средне-низовых чувашей в середине XIX века.

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

 

Одежда удмуртов в прошлом веке была исключительно домашнего производства. Шили ее из белого холста, пестряди, сукманины. Женские головные уборы у удмуртов.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

etnoc_myzei_hats_salon_ru

 

Карачаевские знатные и богатые женщины украшали свою одежду и шапочки галунами и золотым шитьем. Они с детства обучались этому искусству, распространенному изначально в основном в феодальной среде, что объяснялось дороговизной материалов и трудоемкостью работы, требовавшей много свободного времени. Мелкие предметы – кисеты, мешочки для рукоделия и др. можно было встретить во многих семьях.

 

etnoc_myzei_hats_salon_ru

Шили золотными нитками “вприкреп” по белой ткани, натянутой на пяльцы, затем вышивку вырезали и нашивали на бархат, сукно или шелк. Эта техника была очень сложной и считалась наиболее высоким видом золотошвейного искусства.

etnoc_myzei_hats_salon_ru

В конце XIX- начале XX в. Наибольшее распространение получило более простое шитье гладью непосредственно по ткани. Кроме этого одежду украшали плетенными из золотных нитей тесьмой, галуном, шнуром.

Конец первой части.

Продолжение следует.

Материалы сайта являются интеллектульной собственностью автора, копирование и размещение в сети интернет возможно только  со ссылкой на данный сайт.