Галстук

ГАЛСТУК

 

galctuk_rim_hats_salon>ruПервое упоминание о галстуках появилось приблизительно 2000 лет тому назад.

Конечно, известный сейчас галстук сильно отличался от своего “прародителя”.

Однако уже в те времен воины носили шелковые шнуры вокруг шеи как признак их принадлежности к элите общества.

Само же название “галстук” имеет немецкие корни и звучит “Halstuch”, что можно перевести как “платок для шеи”. Поэтому можно считать, что галстуки стали производным шейных платков.

Существует также теория, что галстуки получили широкое применение после того, как французский король Людовик XIV увидел их на хорватских воинах, которые служили в его армии. Они носили на шеях красочные шарфы.

По преданию, на одной из аудиенций королю так приглянулись шейные платки, что он будучи в полном восторге, тут же надел такой платок на себя. Естественно, после этого вся французская знать стала ему подражать.galctuk_xviii_5_hats_salon_ru

Именно таким образом галстук в первый раз получил статус модного аксессуара.

Стоит сказать, что страна тогда была охвачена войной.

 Армии Людовика XIV предстояло сражаться против войск испанского короля.

Расположились французские солдаты рядом с бельгийской деревушкой Стеенкерк.

Однако на них внезапно напали англичане, бывшие в те времена союзниками испанцев.

Французам не хватило времени на то, чтобы привести себя в порядок, завязать шейные платки согласно этикету.

Поэтому они намотали их на шеи, завязали концы простым узлом и заткнули их в петлицы мундиров. Вот так и появился на свет новый способ завязывания галстуков, получивший название от населенного пункта – “Стеенкерк”.

galctuk_mushketr_hats_salon_ruВ начале  XVIII в. широкое распространение получил галстук “stock”, который был атрибутом военной формы пехоты Германии и Англии.

Он сразу же стал популярен у молодых людей, которые желали показать свою причастность к военной службе.

Этот галстук представлял собой обрез белого муслина, который был сложен в виде узкой ленты, оборачивающейся вокруг шеи один или два раза и скреплявшийся спереди булавкой.

По мере того как этот галстук приобрел популярность, стали появляться и украшения для него. Их изготавливали из китового уса, картона или кожи.

Новые течения в галстучной моде появились в 1790 г.galctuk_xviii_1_hats_salon_ru

В то время галстук представлял собой огромный накрахмаленный платок из муслина, которым несколько раз обматывали шею.

Из-за жесткости материала при таком способе наматывания происходило естественное вздергивание подбородка, иначе галстук просто не помещался под ним.

Во Франции этот стиль назывался “энкруаябль”, что в переводе означает “невероятный”.

Искусству ношения “энкруаябль” нужно было обучаться. Французским модникам приходилось очень часто брать частные уроки у специалистов.

В конце XIX в. появился галстук “Эскот” ( от англ. “ascot”) в виде несколько удлиненного платка.

При его завязывании делался объемный узел, в центр которого закалывалась булавка с жемчужной головкой.

galctuk_xviii_hats_salon_ruГалстук “Эскот” имел французский аналог и назывался “Пластрон”, что в переводе означает “нагрудник фехтовальщика”.

Стоит сказать, что аналогичное название носит и другой заметный элемент мужской одежды – жестко накрахмаленная манишка. Ее надевали с фраком, но с галстуком она не имеет ничего общего.

В XIX в. модными считались галстуки из шелка, шерсти, атласа с разнообразными узорами.

Разновидностей их было довольно большое количество.

Фактически имелись типы галстуков на все случаи жизни.galctuk_xviii_2_hats_salon_ru

Галстук с узлом по-байроновски представлял собой широко повязанный, не стягивающий горло платок.

“Трагический” галстук черного цвета надевался в дни траура и обязательно присутствовал в строгой форменной одежде.

Галстук “Вальтер Скотт” шился из клетчатой ткани.

Белый галстук входил в комплект парадной одежды. Его надевали на балы, вечера и званные обеды.

Причем такой парадный галстук полагалось надевать исключительно с фраком или смокингом, но ни в коим случае не с пиджаком.

Не менее интересна история изобретения галстука “Регат”.

Она состоит в том, что один молодой человек из спортивно-морской среды, не имея времени и не желая долго возиться с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы быстро надеть снова.

Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды.

galctuk_xviii_6_hats_salon_ruВ начале XIX галстуки стали настолько популярны и разнообразны по фасону, что появилась даже целая наука по их правильному завязыванию, были написаны учебники, посвященные этому мастерству.

Причем один из таких учебников принадлежит перу самого О.де Бальзака.

Только по происшествии нескольких десятков лет на европейской арене моды появился прототип современного галстука.

Вначале он был похож на отложной воротник, а затем принял вид длинной, гладкой и узкой ленты различной расцветки.

Она получила название “four in hand”, что в переводе означает "управлять четверкой”.

В 60-е гг. XVIII в. Группа молодых людей из высшего американского общества переняла распространенный на Европейском континенте и особенно в Италии стиль “миньон”.

Последователей этого экстравагантного и вычурного стиля называли “Макарони”.galctuk_ludovig_hats_salon_ru

Они предпочитали огромные парики, роскошные ткани, драгоценные камни и не в последнюю очередь белые шейные платки с большими бантами.

Однако этот, полный излишеств, стиль не прижился в американских колониях.

Несмотря на то, что  в области моды Америка следовала примеру Европы и главным образом Англии, все изобретения значительно перерабатывались, приобретая смягченные, сравнительно скромные формы.

Начиная с 1770-х гг. англомания захватила Францию, где люди стремились одеваться в английском стиле.

Экстравагантность “Макарони” во Франции нашла последователей в лице “Incroyables”, что в переводе означает “невероятные”.

galctuk_xviii_3_hats_salon_ruИзготовление необычных шейных украшений в этом стиле, которые оборачивались вокруг шеи до 10 раз, требовало значительного количества материала.

Бант не являлся обязательным, однако галстук был таких невероятных размеров, что французские модники были вынуждены смотреть только вперед, а повернуть голову могли только вместе с туловищем.

Во многом благодаря новой моде, изобретенной “Макарони” , в 1780-е гг. шейный платок, предшественниками которого были изящные кружевные изделия прошлых лет, пережил возрождение.

Теперь он представлял собой большой кусок муслина или хлопчатобумажной материи квадратного формата, складывающийся по диагонали в виде полосы.

Обычно ее завязывали простым узлом или бантом, выглядевшем гораздо естественнее тех, кто предпочитали “Макарони”.

При этом популярные раньше кружева начали выходить из моды, а изящная техника повязывания стала выражать то, о чем прежде кричала дорогая материя.

Начало XIX в. ознаменовано рождением новой философии в области моды. Появился стиль “Денди”, который отрицал различные изыски и был полной противоположностью вычурному, деланному стилю “Макрони” и “невероятных”.

Почитатели “Денди” искали красоту в естественности, а не в экстравагантности.galctuk_xx_2_hats_salon_ru

Главным представителем нового направления был Джордж Брайан Бруммелл, известный как Бо.

Этот человек не был ни  знатен, ни богат и не имел аристократических корней.

Однако его личные качества, такие как уверенность в себе, остроумие и безупречный вкус в одежде, позволили ему войти в высшие круги английского общества, стать другом  и даже превзойти в области хорошего вкуса самого принца Уэльского, будущего короля Георга IV.

Бруммелл уделял своему туалету многие часы, однако, как ни парадоксально, его целью было выглядеть незаметным.

galctuk_xx_3_hats_salon_ruКостюм Бруммелля состоял из плотно прилегающего синего фрака, темно-желтого жилета, сочетающего по цвету с панталонами, уходившими в заканчивающиеся у колен блестящие сапоги, и ослепительно-белого галстука, слегка накрахмаленного для лучшего сохранения формы.

Стиль костюма Бруммелла определил направление развития мужской моды в Европе и Америке.

После финансового краха Бруммелла и его бегства во Францию такой сознательно продуманный стиль незаметно стал общепринятым в мужском костюме.

Основной постулат звучал так: “Джентльмен должен выглядеть скромно”.

Нужно отметить, что в бурные времена XX века дизайн галстука многократно менялся.

В 1960-е гг. были популярны узкие кожаные и вязаные галстуки, в 1970-е гг. первенствовали широкие галстуки, отличающиеся буйными красками.

 

uzor_4_mid_hats_salon_ru